На Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в X веке, когда на русских землях распространилось христианство. Рождество слилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (святками). Поэтому в празднике Рождества сохранились "святочные" обряды.
Сочельник
День, предшествующий Рождеству, называют Сочельником или Сочевником. Сочельник происходит от слова "сочиво", что означает буквально - "растительное масло". Сочивом называли и кашу с растительным маслом и овощами.
Накануне Рождества полагалось только сочевничать и никакой пищи не есть весь день до сумерек, то есть до появления Вифлеемской звезды. Ведь именно под этой звездой родился Иисус Христос.
С утра, в Сочельник, в избах мыли потолки и стены, скоблили пол, натирали его можжевельником. Затем парились в жаркой бане. А с вечера начинали петь коляду.
В деревнях собирались большими компаниями, разукрашивали лицо, выворачивали одежду, на сани сажали Коляду - куклу или девушку, одетую сверх шубы в белую рубашку, и пели обрядовые песни.
Дети ходили по селу со звездой, изготовленной из лучины и бумаги и пели под окнами (или заходя в дом) колядки - песни, в которых восхваляли, величали хозяев, получая от них подарки: конфеты, выпечку, денежки.
Коляда, Коляда
Подай пирога.
Не подашь пирога -
Мы корову за рога.
А подашь пирога -
Полный двор живота.
В Сочельник хозяйки готовили обрядовую пищу - кутью и взвар.
Кутья - это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар - напиток, сваренный в честь рождения ребенка. Сочетание кутьи и взвара - символ вечности жизни, рождения и смерти Спасителя, непрерывности рода человеческого.
Кутью варили рано утром из зерен пшеницы, ячменя или риса, томили ее в печи, добавляли мед, конопляное и коровье масло. Взвар готовили на воде из сушеных яблок, груш, слив, вишен, смородины, черники, земляники и других ягод.
Кутью из пшеницы с медом или льняным маслом ставили под иконы на сено в знак рождения Иисуса Христа в яслях.
В Сочельник пекли также сочни. Из них делали маску с отверстиями для глаз и смотрели на улицу со двора. При этом загадывали на прохожих. Какой человек - добрый или злой - первым мимо пройдет, таким будет следующий год.
На Русском Севере в этот день из пшеничного теста выпекали фигурки коров, овец, кур. Несколько выставляли в окна, на обозрение прохожих. Остальные складывали на стол, чтобы потом подарить родным и знакомым.
Вечером ждали появления Вифлеемской звезды - только после этого можно было приниматься за еду.
Стол и лавки устилали соломой или сеном, что символизировало приобщение к месту и времени рождения Спасителя.
Работать в Сочельник не полагалось. Молодые девушки гадали. В разных местах и гадания были разными.
В Сочельник на стол, покрытый соломой и поверх нее скатертью, ставили кутью и свечку. Из-под скатерти вынимали соломинку и гадали: окажется длинная - родится хороший хлеб, а короткая - к неурожаю.
Народные приметы и поверья:
Если на Сочельник небо усыпано звездами - будет много грибов и ягод в лесу.
Иней на деревьях - к обильным хлебам.
В эту ночь ножки стола связывали веревкой, чтобы домашний скот не бегал со двора.
Святки
С Рождества начинались святки - праздники, которые продолжались до Крещения (19 января). Все это время проходили святочные обряды, гадания, увеселения, хождение ряженых по дворам и улицам.
В Рождество ранним утром, до рассвета, проводился обряд обсевания изб. Пастух ходил с торбой овса и, заходя в дом, бросал на все стороны (рассеивал) горсть зерна с приговором: "На живущих, на плодящих и на здоровье".
В Рождество девушки не гадали. Существовала примета: если в дом первой войдет чужая женщина, весь день в этой семье бабы хворать будут.
Во избежание всяких неприятностей крестьяне соблюдали довольно строгие запреты. В день Рождества запрещалось заниматься хозяйственными делами.
Нельзя было шить, иначе в семье кто-нибудь ослепнет. Нельзя плести лапти, иначе кривой будешь. А в лесу охотиться нельзя до самого Крещения, ибо с охотником случится тогда несчастье.
В полдень ходили всей семьей смотреть, как играет солнце. Если солнце играет - темные силы от него в щели прячутся. А если нечисть все-таки в дом забралась, то в этот день с ней короткая управа - кипятком углы обварить, да крапивным веником вымести.
Отец водил сына в амбар к сусекам с зерном. Перед тем наследника торжественно обряжали всем семейством. Овчинный полушубок опоясывали расшитым поясом, на голову надевали меховую шапку, на ноги - валенки. Над сусеками с зерном отец поднимал сына, желая вырасти ему быстрее да стать помощником в хозяйстве
Второй день Рождества, который называется Собор Богородицы, посвящается прославлению Матери Христа, Пресвятой Деве Марии.
Прославляя Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет. Оно было вызвано тем, что царь Ирод, узнав о Рождении Христа и поклонении ему волхвов, разгневался и повелел избить в Вифлееме всех младенцев, надеясь погубить и Спасителя. Но ангел явился Иосифу и повелел скрыться в Египте. После смерти Ирода Иосиф с Семейством возвратился и поселился в Назарете.
Девичьи гадания и хождение ряженых с этого дня продолжались до самого Крещения. Ряженые в вывороченных наизнанку шубах, в масках или с испачканными сажей лицами ходили по домам, распевая песни и разыгрывая различные преставления, сцены за соответствующее вознаграждение. Иногда водили с собой коня или быка.
А девушки гадали. Гадали всякий день по-разному, кто какие способы знал, тот так и гадал.
Например, девушке тайком ночью нужно было войти в дровяной сарай и в темноте взять в руки первое попавшееся полено. Если полено гладкое, то и муж будет ласковый; если с сучками, то и муж будет злой да вредный.
Ставили зеркало. Перед ним графин с водой. Вокруг графина зажигали свечи. Смотрели в зеркало сквозь графин: что кому привидится, то и сбудется. Или поджигали в темноте на блюде лист бумаги. Девушка становилась между горящим пламенем и стеной. Кто что на стене увидит, то и сбудется.
Повсеместно было распространено поверье, что с этого дня начинают беситься ведьмы, черти устраивают свои бесовские потехи, причем они стремятся как можно большее навредить людям.
Ведьмы летают на помеле, собираются на свой шабаш. Крадут месяц с чистого неба и звезды по карманам растаскивают. В темноте-то им легче среди людей затесаться да всяких пакостей им наделать. Потому и православные ряжеными ходят, показывая, что место занято и здесь чертям и всякой нечисти делать нечего.
Третий день Рождества называли Степановым днем. По обычаю, в Степанов день затесывали колья, ставили их по углам двора, втыкая в снег, чтобы нечистую силу отпугнуть.
Степан закален в опасности, потому и всякой нечисти не боится и кольями от нее в этот день как раз отгородиться. Степан ассоциируется с образом мужика-земледельца, а потому рожденный в этот день мальчик будет добрым, заботливым, рачительным и строгим хозяином. Еще в этот день всей деревней выбирали пастуха, заключали с ним договор, устраивали угощение.
Спасибо за интересную информацию!
ОтветитьУдалить